Адаптация к условиям детского сада
Адаптация к условиям детского сада Дата публикации: 12.07.2020

Адаптация к условиям детского сада

При поступлении в детский сад каждый ребёнок переживает адаптационный кризис, в процессе которого происходит приспособление к новым условиям путём изменений на всех уровнях жизни маленькой личности.

На физиологическом уровне происходит изменение распорядка дня, режима питания, а так же условий удовлетворения многих других потребностей ребёнка на физическом уровне – например, тактильный контакт с матерью (прикосновения, объятья, телесные игры). До посещения детского сада малыш просыпался с лучами солнышка, нежился в своей кроватке, потом залезал под одеяло к маме и подолгу купался в маминой ласке. Потом мама предлагала на выбор множество вкусностей, возможно, в течение дня можно было пожевать печеньки с молочком или яблочко, сидя у мамы на ручках. Днём, после вкусного обеда, которым мама, возможно, кормила с ложечки уставшее после весёлой прогулки дитя, можно было уснуть в маминых объятьях под чтение любимой книжки, а проснуться, видя любимое лицо. Совсем иначе живётся в детском саду, где просто есть режим, которому все следуют, нет перекусов, непрерывной ласки, опеки, и практически нет свободы выбора. Зато есть большая, пока неудовлетворенная потребность чувствовать свою самостоятельность и независимость, получать поддержку от этих не вполне знакомых взрослых, знать, когда, наконец, появится возможность вернуть себе домашнее счастье.

В социальной сфере происходит резкое расширение круга общения, директивное введение новых значимых взрослых, необходимость осваивать множество новых требований, правил, запретов, коммуникативных навыков. Вся жизнь человека в «досадовский» период зависит, как правило, от одного единственного человека – матери, которая полностью обеспечивает заботу о его интересах и потребностях. Если хочется поиграть, порисовать, почитать, получить одобрение, что-то обсудить, то мама обычно предвосхищает эти желания и стремиться их исполнить. В более взрослой жизни детского сада так не бывает. Тётя воспитатель ориентируется на потребности всей группы детей, и, в самом лучшем случае, заметит желание ребёнка и выразит понимание, но не сможет поиграть со всеми сразу в разные игры. Всё это сталкивает ребёнка с крайней необходимостью срочного освоения новых способов взаимодействия: обращения к взрослому, выражение просьб, поиск партнёров по игре среди сверстников, улаживание конфликтов, запоминание новых требований, правил и запретов.

Психологически ребёнок переживает утрату родительских фигур на время пребывания в детском саду. И, если смотреть с этой точки зрения, то малыш остаётся не только без заботы и протекции своих интересов, но и фактически он лишается самого главного – безусловной любви. Дома от момента пробуждения и до ночного сна ребёнок находится в непрерывном потоке материнского внимания. Чем бы она ни занималась, она с любовью и заботой наблюдает, что и как делает её чадо. Отношения привязанности устроены таким образом, что мама постоянно выражает своё отношение к каждому проявлению своего ребенка, - так он понимает, что он есть, что с ним происходит, и начинает понимать, что он чувствует. Долгое время после появления на свет малыш видит маму отправной точкой всех своих исследований: «Мама, смотри, это машина…» - «Да, мой хороший, это машина», «Мама, я доктор… мама, что это…». Другие взрослые, как правило, в раннем возрасте ещё не подходят для этой цели. И вот ребёнок попадает в незнакомые условия, возможно, вполне пригодные для исследования. Но как тут быть, ведь здесь нет привычного родного человека, который откликнется и подтвердит все открытия, который обозначит безопасные границы, который разделит радости и огорчения, а главное, который видит, что я хороший, ценный, любимый, что Я – есть. Это серьёзная утрата, горько переживаемая большинством детей. Она помогает всё больше стремиться к осознанию, что Я-есть, независимо от значимых взрослых, их требований, правил и запретов. Поэтому кризис негативизма в этот период набирает свои обороты.

Адаптационный кризис обусловлен разрывом между новыми потребностями развития, о которых упоминается выше, и существующим уровнем развития возможностей ребёнка. Поэтому на то, как Ваш малыш будет переживать этот период, влияют такие факторы, как:

  • психофизическое состояние ребёнка;
  • разница домашнего и детсадовского режимов дня;
  • пищевые привычки;
  • уровень развития навыков социально-бытовой самостоятельности;
  • уровень развития коммуникативных навыков;
  • уровень развития осведомленности и способности понимания ситуации;
  • стиль воспитания в семье;
  • тип детской привязанности к матери;
  • эмоциональное состояние и отношение к ситуации значимых взрослых;
  • готовность матери отпустить ребёнка в «большой» мир.

  • Процесс адаптации к условиям детского сада затрагивает, как мы уже понимаем, все сферы личности ребёнка. Нормальными проявлениями адаптационного кризиса считаются временные изменения, такие как:

  • Изменения аппетита, режима приёма пищи, засыпания, туалета, а так же связанные с этим изменения самочувствия на физическом уровне.
  • Снижение желания общаться и исследовать окружающий мир, играть и заниматься творчеством.
  • Изменения эмоционального фона: ранимость, плаксивость, осторожность, повышенная тревожность, возбудимость, агрессивность, преобладание в эмоциональных проявлениях настроения грусти, печали, скорби, страха, отчаяния, злости.
  • Вышеописанное состояние, как правило, сначала нарастает, затем, достигая своего пика, активно проживается через проявление чувств и осмысление происходящего, после чего закономерно наступает спад сильных эмоций и, собственно, адаптация, как накопление способов приспособления к новым условиям, с приобретением новых привычек, знаний, умений, навыков и качественным изменением личности ребёнка в направлении взросления.

    Принимая во внимание, чувства и переживания малыша нужно быть как можно белее внимательными к нему в этот кризисный момент, оказывать поддержку, создавать принимающие условия для проявления чувств (активно слушать, обнимать), предоставлять достаточно информации осмысления ситуации.

    Важно, чтобы значимые взрослые, мамы, папы или бабушки, а так же педагоги группы, проявляли достаточную собственную эмоциональную устойчивость, позволяющую принимать детские испытания с сочувствием и уважением. Большинство детей благополучно преодолевают адаптационный кризис за полугодие.

    Но иногда ребёнку не удаётся вернуться к своему здоровому детскому состоянию жизнерадостности, стремления к общению, познанию и творчеству. В случае большого разрыва между тем, на какую ступеньку ребёнку предлагают подняться, и его возможностями, а так же в случае возникновения в этот период дополнительной травмоопасной (в эмоциональном смысле) ситуации: развод родителей, переезд, педагогическая ошибка, физическая травма или операция, - могут сформироваться психологические нарушения:

  • детские страхи (темноты, одиночества, животных, людей, туалета);
  • нарушения пищевого поведения (отказ от пищи, рвота);
  • нарушения сна;
  • сосание, грызение пальцев, ногтей, волос, предметов;
  • нарушение контакта – отказ от общения;
  • нарушения речи (селективный мутизм, заикание);
  • эмоциональная отстраненность от матери;
  • навязчивые движения (качание, хождение, подёргивание) или действия (гигиена, хождение в туалет, выдёргивание волос, закрывание двери);
  • замкнутость;
  • апатия, детская депрессия;
  • повышенная тревожность, возбудимость или агрессивность;
  • психосоматические проявления.
  • Как это может происходить. Совсем необязательно в первый же день посещения детского сада Ваш малыш будет проявлять беспокойство. Но это и не означает, что его, беспокойства, - нет. Просто режим познавательной и коммуникативной активности первое время может удерживать ребёнка в обычном эмоциональном состоянии, откладывая напряжение адаптационного стресса на потом. И вот, через какое-то время ребёнок начинает проявлять тревогу, нежелание отпускать маму и идти в детский сад. При этом в течение дня он может увлекаться чем-либо и не плакать, но попадая в мамины объятья, он уже изливает всё своё вселенское горе от разлуки и прочих лишений, с которыми он столкнулся.

    Часто, во время консультаций, мамы спрашивают, не манипулирует ли в такие моменты ребёнок её чувствами. Нет! Он вообще не способен пока на это. Просто Вы, действительно, пока являетесь единственным взрослым, которому он умеет доверять свою боль, который может поддержать, утешить и объяснить, что происходит с ним и его чувствами, рассказать, как с этим быть, что сказать этой тёте, когда хочешь писать или этому мальчику, когда он забирает игрушку.

    Если же эмоционально-мышечное напряжение не получает разрядки, ситуация остаётся неосмысленной или случается что-то очень впечатляющее, но недоступное пониманию ребёнка, то происходит приспособление менее благоприятным способом. Например, тревога, чтобы перестать быть всеобъемлющей, сужается до страха темноты, с которым малыш встретился при выходе из парадной в сад, или страха унитаза в детском саду. Так ведь понятней, чего бояться. Недостаток навыков общения вдруг преобразуется в агрессивность, - так проще и безопаснее. Поиск тактильной близости или себя в отсутствии мамы, становится неосознанным сосанием пальца или грызением ногтей, укачиванием себя или сверхактивностью, способной привлечь внимание кого угодно. Невыраженное горевание способно вылиться в непрекращающиеся заболевания дыхательных путей, ощущение беззащитности – снижение функций иммунной системы.

    Конечно же, каждый родитель желает добра своему ребёнку и пытается помочь, но, если Вы видите, что, несмотря на все Ваши действия, Ваш малыш продолжает горевать, возможно, чего-то ему не хватает или не всё зависит от Вас. Возможно в этом случае, Вам пригодится помощь психолога, который поможет разобраться в том, что происходит с ребёнком, в чём он сейчас нуждается и как ещё ему можно помогать в этот сложный, но очень важный для личностного роста период развития.